Проект « Эколого-краеведческая тропа Радонежье: прошлое и настоящее»

ПРОЕКТ « Эколого-краеведческая тропа Радонежье: прошлое и настоящее»

 

Автор: Могутина Светлана Викторовна Соавторы : Бережная Тамара Михайловна, Семенкова Елена Юрьевна

Содержание

1. Введение

2. Этапы реализации

3. Маршрут эколого-краеведческой тропы по Радонежью.

4. План проведения

5. Приложения

6. Список литературы

 

 

Цель: создание эколого-краеведческой тропы по Радонежью с подготовкой экскурсоводов из числа воспитанников НОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия».

Задачи проекта :

1. Сбор, обобщение и систематизация краеведческого материала о населенных пунктах Радонежья : село Радонеж, село Воздвиженское, пос. Заречный, деревня Голыгино.

2. Создание эколого-краеведческой тропы по территории Сергиево-Посадского и Пушкинского районов : прокладка маршрута, оборудование мест отдыха, установка информационных щитов.

3. Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, интереса к истории, бережного отношения к окружающему миру.

 

4. Социализация воспитанников интерната через участие в организации походов по проложенному маршруту, экскурсионное сопровождение туристов.

5. Пропаганда здорового образа жизни.

Этапы реализации проекта : проект предусматривает трехуровневые фазы своего развития. Первый этап- сентябрь 2013- август 2014г- направлен на сбор краеведческого материала о населенных пунктах , расположенных на предполагаемом туристском маршруте. Поиск необходимой информации осуществлялся в ходе библиотечных часов в литературе, через интернет порталы, в ходе экспедиций, встреч с местными жителями. Программа работы и собранные краеведческие материалы первого года проекта представлены в приложениях.

Второй этап проекта- сентябрь 2014 года-август 2015 года- направлен на обустройство эколого-краеведческой тропы: создание паспорта тропы, прокладка и описание маршрута, изготовление и монтаж информационных щитов, оборудование мест отдыха туристов, создание рекламной продукции (буклеты, путеводители); подготовку экскурсоводов по маршруту из числа воспитанников интерната.

Третий этап- сентябрь 2015 года-август 2016 года- предусматривает проведение экскурсий для школьников и сотрудников интерната, не участвующих в проекте по тропе, а так же пропаганда экскурсионного маршрута для всех заинтересованных путешественников.

Маршрут эколого-краеведческой тропы:

Ст. Калистово (Ярославской ж\д)- пос. Росхмель- д. Новоселки-с. Радонеж- пос. Заречный- д. Голыгино- с. Воздвиженское.

 

 

 

 

 

Программа по проекту « Радонежье: прошлое и настоящее» 1 этап

Занятия проводились 1 раз в неделю (36 учебных недель)

занятия

Тема

занятия

Тип занятия

Результат

Дата проведения

1

Вводное занятие. Сообщение целей и задач, распределение обязанностей

беседа

Организация краеведческой группы.

4.09.13

 

2.

Кто такой экскурсовод.

Как организовать экскурсию.

дискуссионный клуб

 

11.09.13

3.

О чем рассказывает экскурсовод.

экскурсия в Конный двор «Ремесла местных жителей в разные века»

наблюдение за работой экскурсоводов

18.09.13

4

Сбор экспонатов в

школьный «Музей интересных находок»

конкурс интересных

находок

выставка экспонатов

25.09.13

5.

О чем могут рассказать пуговицы, найденные на полях

с. Радонеж

подготовка материалов для экскурсоводов

лекторская группа

в музей «Интересных находок»

2.10.13

6.

Открытие классного

музея «Музей интересных находок»

практическое занятие

проведение экскурсии для учащихся 2-3 классов

9.10.13

7

Что ты знаешь о преподобном Сергии Радонежском

викторина

награждение победителей

16.10.13

8

Экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру « О чем рассказывают росписи»

экскурсия

Сбор исторических фактов

23.10.13

 

9

Сбор информации

об истории села Радонеж

библиотечный

урок

обобщение найденных сведений

30.10.13

 

 

 

10

Экскурсия в с. Радонеж. О чем расскажут земляные валы , протянувшиеся вокруг села. Преображенская церковь.

автобусная

экскурсия

фотоотчет о поездке

1.11.13

 

 

 

Как обустраивались древние города. (на примере Дмитровского Кремля)

экскурсия

сравнительный анализ обустройства города Радонеж и Дмитрова.

 

11

Экскурсия в г. Хотьково

«Родители Сергия: Кирилл и Мария»

 

автобусная

экскурсия

устный отчет о поездке

8.11.13

12

Сбор информации об истории Крестовоздвиженской церкви в с. Воздвиженское

библиотечный урок

обобщение исторических материалов

15.11.13

 

 

 

 

 

 

13

Житие Стефана Пермского.

заочное путешествие

к Поклонному кресту д. Рязанцы

знакомство с иконами Крестовоздвижен ской церкви

 

 

 

 

22.11.13

14

Встреча Дмитрия Донского и Сергия Радонежского

знакомство с

иконами Крестовоздвиженской церкви

конкурс рисунков

 

«Битва на поле Куликовом»

29.11.13

15

Подготовка к конкурсу чтецов

«Моя Родина- Россия»

урок-репетиция

отработка выразительного чтения стихотворений с участниками конкурса

05.12.13

16

 

«Моя Родина-Россия»

конкурс чтецов школьный тур

награждение победителей

12.12.13

17

Путевые дворцы

с. Воздвиженское- исторические находки.

дискуссионный

клуб

конкурс рисунков

«Царский путевой дворец»

19.12.13

18

Польско-литовская интервенция. Осада лавры

чтение исторических воспоминаний

выставка книг

«Лавра в период осады»

26.12.13

19

«Защитники Лавры в период осады»

Экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру

составление устного рассказа о данном периоде истории

4.01.14

20

Битва с литовцами близ деревни Голыгино. Как георафическое положение местности влияло на ход исторических событий.

заочное путешествие

по р. Воря

реферат

«Путешествие по р. Воря»

11.01.14

21

Петр Первый и Софья в Воздвиженском.

лекторский час

Обобщение исторического материала

18.01.14

22

Казнь стрельцов в Воздвиженском.

работа с исторической литературой

 

оформление

реферата

25.01.14

23

Убогая гора в с. Воздвиженское

лекторский час

обобщение материалов

11.02.14

24

История в музыке

Знакомство с оперой Мусоргского «Хованщина»

прослушивание музыкального произведения

18.02.14

25

Афганская война.

Литературный час.

Конкурс рисунков

«Мир глазами детей»

25.02.14

26

Подвиг Героя Советского Союза Корявина Александра Владимировича

Рассказ о герое

Оформление реферата

6.03.14

27

Как сохранить историческую память

Практическое занятие

высаживание рассады цветов для высадки к памятникам истории

13.03.14

28

В гостях у Словарей

(в рамках недели русского языка)

Работа с этимологическим словарем. Откуда пришло слово «Радонеж»

исследовательская

работа «Почему Сергию дано имя Радонежский» , ученик 4 класса Петухов Илья

2703.14

29

Как организовать путешествие по заданному маршруту

Практическое занятие

Обучающий пешеходный поход по карте в окрестностях д.Топорково

3.04.14

30

Радонежье сегодня

Рассказ учителя о предприятии «Загорский опытный завод пластмасс»

 

Выставка изделий завода «ЗОЗП»

10.04.14

31

Работа современных

предприятий

Производственная

экскурсия

Посещение Софринского завода по изготовлению церковных принадлежностей.

17.04.14

32

Народные умельцы

Встреча с мастером резьбы по дереву и современным материалам.

мастер-класс от Лобанова А.М. –жителя д. Лешково

24.04.14

33

Вахта памяти

Поездка в

с. Воздвиженское

Возложение цветов к памятнику павшим героям ВОВ.

Возложение цветов на могилу Корявина А.В.

7.05.14

34

Святые источники Радонежья.

Ключ в честь иконы «Троеручица». Поход

Облагораживание

территории около ключа.

14.05.14

35

Водопад Гремячий ключ

Поездка к источнику

Составление устного рассказа об источнике

21.05.14

36

Иллюстрации к походам

Конкурс творческих работ «Радонежье: вчера и сегодня»

Коллекция детских рисунков

30.05.2014

 

Итого : 36 часов

 

 

 

 

Итоги проектной работы по окончании первого этапа :

  1. В электронном виде напечатан материал об истории

с. Воздвиженское, о герое Афганской войны Корявине А.В., об истории

«Загорского опытного завода пластмасс», история с. Радонеж,

о Стефане Пермском.

  1. Подготовлены фотографии исторических мест Радонежья.

  2. Проведены практические занятия по организации и проведению экскурсий

  3. Создан альбом рисунков «Радонежье : прошлое и настоящее глазами детей»

 

 

 

 

 

История села Воздвиженское История нашей страны складывается из историй жизни ее городов, сел, деревень. Собирая информацию о прошлом своей малой родины-Радонежье, приходишь к мысли, что на примере одного маленького села можно изучить историю нашей огромной Родины. Сколько интересного сокрыто от наших глаз вековой пылью истории. Именно в наших еще сохранившихся деревнях сокрыта та самая, загадочная для иноземцев, душа русского человека. Именно здесь, в нашей истории, в культуре, в традициях.

Одно из подобных мест — древнее село Воздвиженское, богатое своей историей и необыкновенными легендами.

Воздвиженское — село в Сергиево-Посадском районе Московской области . Расположено в 50 километрах от Москвы. Входит в состав сельского поселения Лозовское. По данным Всероссийской переписи 2010 года численность постоянного населения составила 108 человек

Это древнейшее поселение стоит на Старо-Ярославском шоссе в 13 километрах от Сергиева Посада. Первое упоминание села относится к 70-м кодам 15 века. Около села есть урочище, известное под названием Белые боги. О нем упоминал еще выдающиеся русский путешественник и географ П.П.Семенов - Тянь Шанский. В XII-XIII веках здесь находилось языческое капище.

«БЕЛЫЕ БОГИ - древнее строение непонятного назначения, расположенное в урочище около села Воздвиженского в Сергиев-Посадском районе на северо-востоке Московской области в местечке Белые Боги. Здесь в глухом лесу стоит сложенное из дикого камня правильной формы полушарие около 6 м в диаметре и 3 м в высоту, которое было известно еще П. Семенову-Тян-Шанскому, выдающемуся путешественнику и географу. В XII--XIII веках, по легендам, здесь находился языческий жертвенник. Один из Богов, которому поклонялись язычники- Белбог являлся персонификацией добра. Идола Белбога по некоторым данным волхвы устанавливали на возвышенности в июле и вымаливали у него защиту от его антагониста - Чернобога.

Предполагаемое месторасположение святилища отвечает определенным условиям для его основания. Этими необходимыми условиями можно считать наличие в непосредственной близости к поселениям излучин рек; определенные геофизические условия: наличие грунтовых вод, пересечения водяных жил, кольцевых структур и геологических разломов. Снимки из космоса, анализ точек расположения древних городищ, святилищ, церквей и монастырей, рассказы о местах, имеющих необычные, аномальные свойства, местная топонимика - подтверждают эти особенности.

И Радонежье отвечает всем этим условиям.

По берегам ручья, протекающего немного в стороне от Радонежа, находится множество ключей, благодаря которым он именовался Оржавцем. Именно здесь, на берегу, в середине XIX в., по свидетельству местных жителей, лежали «белые камни». Район на Оржавце — одно из немногих мест Радонежа, где в древности существовали источники при дубравах". Поэтому можно предположить, что в выборе данного места сказался славянский обычай почитать старые дубы, близ которых вытекают ключи. С распространением христианства дуб стали чтить как земное отражение райского дерева, которое точит живую воду, исцеляющую от недугов.

Существует здесь и четкая привязанность к сторонам света. В принципе, славяне имели в форме определенного расположения святилищ, культовых камней, священных источников и рощ - достаточно неплохие "календари - обсерватории", помогающие им определять и даты особых праздников, и даты аграрного цикла.

Никакого жертвенника или других камней на этом месте сегодня не существует... это просто край поля у леса. Некогда лежавшие на этом месте белые камни более века назад были вывезены с этого места и скорее всего пошли на щебень для строительства дорог...

 

Предположительно капище существовало на холме, чуть выше места, где установлен деревянный крест и купель (существуют два предания, одно из которых рассказывает о том, что сам Сергий Радонежский "крест положил" на одном из камней святилища "Белые Боги", другое - повествует о намерении Сергия основать первоначально монастырь именно на этом месте). Легенда гласит, что лично сам Сергий Радонежский на месте языческого жертвенника поставил крест, а спустя некоторое время свои купола вознесла к небу и церковь. . Деревянная церковь во имя Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, по которой и получило название село.

В XVII в. деревянная церковь в честь Воздвижения Креста имела два придела: во имя святого праведного Алексия, человека Божия, и святителя Николая. Об этом говорят надписи на древних серебряных богослужебных сосудах, находящихся ныне в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.

В двух верстах к востоку от Воздвиженского некогда стояла часовня «Крест», описанная в житии преподобного Сергия как место, где останавливался просветитель зырян святитель Стефан Пермский. До революции сюда совершался крестный ход из села, и крест из часовни в праздник Воздвижения приносился в храм. В 1930-е гг. часовню уничтожили. Место, где она стояла, относится к полигону Геологоразведочной академии. 9 мая 1996 г. у обочины дороги установили и освятили крест в память 600-летиясо дня преставления святителя Стефана Пермского.

По преданию, в 1380 г. на Воздвиженском холме отдыхал Св. Великий князь Дмитрий Донской по пути к преп. Сергию за благословением на Куликовскую битву. В последствии на этом холме стали останавливаться многие паломники , идущие в Троицкий монастырь. Позднее в селе был отстроен царский деревянный путе вой дворец, каменный фундамент которого в начале XIX века был разобран и употреблён на постройку каменной церкви.

К 1470 г. при Иване III Воздвиженская личная усадьба Великого Князя представляла собой большое село с приписанными к ней четырьмя десятками деревень и пустошей. В XVI веке село стало использоваться сначала великим князем Василием III, а затем его женой Еленой Глинской с сыновьями в качестве места отдыха при богомолье к Троице. Согласно одной из легенд, в 1529 г. отец Ивана Грозного Василий III "по обещанию своему для бездетства пошел пеш к Троице в Сергиев монастырь с великой княгинию Еленой ... близ монастыря ... видит ... идёт чернец прямо к ней .. и прииде близ ея и кинул в нея младенцем ... И прииде в Москву, зача великого князя Ивана и роди в лето 7038". В ходе этих событий князь, несомненно, останавливался на отдых со своей молодой женой в Воздвиженском. До 18 века Воздвиженское являлось дворцовым селомСело Воздвиженское было последней остановкой царских поездов при паломничестве к Троице).. Будучи владением Радонежского князя, село перешло в собственность московских князей и до конца XVIII века числилось в государственном владении. Накануне праздника преподобного Сергия здесь обычно совершалась Божественная Литургия, на которой присутствовал царь, и "Троицкие власти с образами и хлебами били челом Государю пожаловать на праздник к Сергию Чудотворцу".

Из летописи известно, что 10-летний Иоанн (будущий Грозный) осенью 1540 года останавливался в Воздвиженском. А в 1547 году его царице Анастасии было видение Живоначальной Троицы близ д.Рязанцы, где был по указу царя, поставлен крест на том месте, где некогда останавливался Св.Стефан, епископ Пермский.

В царствование Феодора Иоанновича в церковь была помещена храмовая икона "Воздвижение Креста Господня", сохранившаяся по сей день в Сергиево-Посадском музее.

Неоднократно останавливался во дворце Борис Годунов, сопровождаемый пышной свитой. В августе 1606 году опальная царица Марина Мнишек с отцом и свитой под конвоем стрельцов ночевала в селе. В смутное время Воздвиженское было разорено, но уцелело. Ян Сапега и Лисовский квартировали здесь со своими войсками. На полях между Воздвиженским и селом Рахмановым 2 октября (н.ст.) 1608 г. была кровавая битва литовцев с московским войском Василия Шуйского, где последние потерпели сильное поражение.

В Воздвиженском нашли свое завершение трагические события, положенные в основу шедевра русской музыки - оперы М. Мусоргского "Хованщина". В 1682 году политическое положение в русском государстве было тревожное. Среди городского населения зрело недовольство, которое охватило и стрельцов, так как им резко снизили жалованье, лишили многих привилегий, доводом для выступления стрельцов послужили дворцовые события: борьба за власть между Нарышкиными и Милославскими. Князья Хованские, воспользовавшись народным выступлением против самодержавного строя, попытались захватить царский престол. Стрельцы захватили Кремль, перебили многих бояр, в том числе государственного канцлера Артамона Матвеева и дядю десятилетнего Петра I Юрия Нарышкина. Правительницей стала царевна Софья. Во главе стрелецкого войска стоял князь Иван Андреевич Хованский. Ловкий политик и демагог, он угрожал Софье новым стрелецким восстанием. В этом же 1682 году в день именин правительницы Софьи московские бояре выехали из Воздвиженского, чтобы поздравить царевну. Поехали и князь Хованский с сыном Андреем, не подозревая о готовящейся участи. Навстречу из Воздвиженского был отправлен князь Лыков, захвативший врасплох Ивана Хованского в селе Пушкино, а сына Андрея - в деревне напротив Братовщины. Схваченные Хованские были доставлены в Воздвиженское ко дворцу, где их ожидала расправа. Им не дали даже оправдаться. Князьям отсекли головы на площади у большой московской дороги. Тела казненных не велено было погребать - их просто затоптали в болотистые берега Вори у деревни Голыгино.

Эти кровавые события сразу же стали обрастать легендами, что казненные Хованские отец и сын осенними ночами поднимаются из болота, выходят на дорогу и умоляют путников о христианском погребении, снимая шапки вместе с отделенными от тел головами. Место казни и до настоящего времени именуется "Убогой горой". Оставшиеся в живых сын Ивана Хованского Иван, убежав из-под караула, поднял восстание стрельцов. Однако бунт был подавлен, самых решительных из стрельцов казнили, Ивана Хованского-младшего выслали.

. В сентябре 1684 г.. во время пребывания Петра с матерью в Воздвиженском, случился пожар: "... подложили огонь под его покой и спальню...", происками Федьки Шакловитова.

По проекту В.Обухова построен новый путевой дворец, общей длиной 57 м, состоящий из 6 светлиц с сенями. Его украшали изразцовые печи, стены были обиты материей.

В 1689 году семнадцатилетний Петр предъявил свои права на престол. Началась борьба между юным царем и его сестрой правительницей Софьей. Молодой государь укрылся за надежными стенами Троицкого монастыря. На сторону Петра в Троицу потянулись его сторонники - стрелецкий полк под командованием Л.П.Сухарева, имя которого увековечено в названии известной Сухаревской башни, потешные полки, сверстники молодого царя.

После неудачной попытки Софьи поднять восстание против Петра они выехала в Троице-Сергиеву Лавру на переговоры. Доехав до Воздвиженского, остановилась в путевом дворце и просила Петра вернуться в Москву, имея тайное намерение убить его. Петр I не только не согласился вернуться в Москву, но и отказался принять ее в Лавре. Верные царю люди отправили Софью в Москву, в Новодевичий монастырь, где она была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны.

Этот эпизод ярко описан в романе А.Н.Толстого "Петр Первый".

В 1750 г. по указу Елизаветы Петровны архитектор А.П.Евлашев построил новый дворец, в новом вкусе, площадью 75х70 м, но через три года он сгорел с частью хозяйственных построек. Не сохранился сад и ягодники, посаженные по указу императрицы. О существовании некогда дворца в с.Воздвиженском напоминала лишь его церковь. Воздвиженская земля хранит в себе многочисленные археологические свидетельства о давно минувших событиях. В 1784 г. храм сгорел вместе со всем селом."

1 января 1784 г. церковь сгорела, однако утварь, иконы и колокола были спасены. 14 сентября 1786 г. новопостроенный деревянный храм с Алексиевским приделом освятили. Он просуществовал до 1869 г., после чего его разобрали, построив на месте алтаря часовню, простоявшую на кладбище до 1930-х гг.

В 1992 г. на месте алтаря деревянного храма установили пятиметровый крест.

В 1823 г. дворянин Николай Саломирецкий подал прошение «о разрешении постройки каменной церкви с двумя приделами» в Воздвиженском. Строительство остановилось из-за недостатка средств. Новая владелица села А.И.Муханова понесла немалые убытки, так как «трещины в стенах новосооруженной церкви» вынудили снова разобрать ее до основания. Лишь московский губернский архитектор Д.Ф.Борисов построил здесь каменную церковь. 29 сентября 1847 г. святитель Филарет, митрополит Московский, освятил ее. В 1855 г. были подняты колокола. Алексиевский придел за недостатком средств устроили только в 1885 г.

В 1931 г. настоятелем стал иеромонах Гедеон (Смирнов), насельник Троице-Сергиевой Лавры, арестованный и расстрелянный в 1937 г. на полигоне в Бутово.

В 1932 г. были сброшены семь колоколов, самый большой — 120 пудов В 1937 году церковь была закрыта. Храм после закрытия разграблен. Его подвал колхоз приспособил под картофелехранилище, а помещения под зерносклад. . В конце 1970-х гг. церковь стала филиалом Загорского музея-заповедника. В конце 80-х годов церковь отреставрировали. В 1990 г. храм возвращен Церкви и в нем начались богослужения. Первый молебен был здесь проведен 27 сентября 1990 года

За прошедшие годы храм покрашен снаружи, перекрыта кровля, восстановлена ограда, налажено отопление и освещение. Художник П.В.Пашков выполнил резьбу главного иконостаса и разработал проект иконостаса придела. Написаны иконы, приобретена утварь, получены в дар колокола, самый большой из них — 250 кг. К 150-летию храма в 1997 г. за одно лето отремонтировали почти весь интерьер. В настоящее время в храме регулярно проходят богослужения.

Престольный праздник: Воздвижения Креста Господня (27 сентября)

Настоятель: протоиерей Андрей Олегович Крашенинников, 1964

Приделы: прав. Алексия, человека Божия (30 марта)

Приписные храмы:

часовня-крестильня прмч. Кронида Радонежского (Любимова)

часовня вмч. Пантелеимона

Адрес:Московская обл., Сергиево-Посадский район, с. Воздвиженское, д. 65

Контактный телефон:(496) 548-51-45, (495) 993-00-86

Недалеко от храма расположено сельское кладбище, на котором находится могила Героя Советского Союза Корявина Александра Владимировича.

Корявин Александр Владимирович Биография

Родился 26 июня 1965 года в деревне Лешково, Загорского (ныне Сергиево-Посадского района) Московской области в семье рабочего. Русский. Член ВЛКСМ с 1982 года. В 1983 году окончил среднюю школу, учился на 1-м курсе филиала Всесоюзного Московского заочного машиностроительного института. Работал слесарем-инструментальщиком электромеханического завода в городе Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области. Имя Александра Корявина носит школа, в которой он учился. Сейчас это Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А. В. Корявина»

Служба в армии

В Советской Армии с ноября 1983 года. Службу проходил в Воздушно-десантных войсках.

Был направлен в ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где служил наводчиком-оператором БМД разведроты 357-го парашютно-десантного полка 103-й воздушно-десантной дивизии в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистане).

24 мая 1985 года, в ходе боя с противником, ефрейтор Александр Корявин, будучи ранен, ценой собственной жизни спас жизнь командира взвода, заслонив его от автоматной очереди противника. Похоронен на кладбище села Воздвиженское Сергиево-Посадского района.

Присвоение звания Героя Советского Союза

Указом Президиума Верховного Совета от 25 октября 1985 года за мужество и отвагу, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, ефрейтору Корявину Александру Владимировичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, медалью «За отвагу».

 

Герой Советского Союза А. В. Корявин навечно зачислен в списки воинской части. Был зачислен в коллектив комсомольско-молодёжной бригады инструментального цеха завода, на котором работал.

Память

По воспоминаниям ветеранов-десантников, Андрей Ивонин — командир взвода, которого закрыл своим телом Александр Корявин, в своей дальнейшей офицерской службе, бережно хранил о нём память, и в бытность начальником штаба батальона 317-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (конец 80-х гг.) у него на рабочем столе всегда стояла в рамочке фотография Александра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природные достопримечательности Радонежья. Река Воря.

Принято считать, что река Воря берет свое начало из озера Белого. В действительности она только протекает через него, беря начало в 6-8 км к северо-западу от него около деревни Думино Сергиево-Посадского района.Река течет на юго-восток. На своем пути она принимает ряд притоков: слева-Пажу, Торгошу, Пруженку, справа- Талицу с Сумерью, Любосеевку, Здеховку и Лашутку.

Воря впадает в Клязьму, как ее левый приток, напротив города Лосино-Петровского. Длина Вори 96 км, площадь водосбора 1 318 кв.км.

Берега Вори высоки, причем правый берег зачастую выше левого. Дно по преимуществу болотистое, но местами и песчаное.

Долина Вори славится своей красотой. Светлая лента реки, то тихой, то бурной, но везде извилистой, вьется меж берегов, поросших елью и др. деревьями.

Вода в Воре холодная. В Воре сегодня, как и когда-то водятся ценные пушные звери : выдры, бобры.

Ворю иногда называют «аксаковской рекой». Маститый мастер «Записок об уженье» целыми днями просиживал с удочками на ее берегах и всегда возвращался с уловом. Бывшая усадьба Аксакова располагалась в с. Абрамцево, где в настоящее время открыт музей.

За Абрамцево вниз по реке лежит пос. Заречный. Здесь воды реки применялись на промышленных предприятиях, об истории которых расскажем в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

История «Загорского опытного завода пластмасс»

Предыстория «ЗОЗП» ведет свое начало с 1981 года. В этом году дмитровский мещанин Никифор Павлович Баборыкин рядом с деревней голыгино Митинской волости дмитровского уезда открыл промышленное заведение выделки искусственного барашка.

В последние годы 19 века на Голыгинской фабрике работало 35 человек и на ней использовались в качестве двигателей 7 водяных колес.

В документах конца 19 начала 20 века отмечены такие самостоятельные звенья производственного цикла как выделка искусственного барашка, крашение и прядение. В неполном описании предприятия указано, что отделение для размолки и просеивания куркумы ( род травянистого растения из Азии. Его корневища дают желтую окраску) состоит из двух комнат размером 5х5.7мх3м,

5мх 5м х3м. Рабочие размещаются в избе размером 6мх6мх2.2м по 11-12 человек в комнате.

Прядильное отделение имеет для отопления печь.

Позднее, когда предприятие перешло к Бобарыкину Дмитрию Павловичу, расширилось. Над прядильно-ткацким цехом был надстроен второй этаж.

В моечном отделении были поставлены печи для варки мыльного раствора т окраски.В помещении краскотерки был установлен вентилятор. Для очистки использованной воды устроены поля орашения площадью в 300 кв. саженей.

Из них вода поступала в пруд, а затем в р. Воря

После октябрьской революции 1917 года в истории фабрики Бобарыкина наступил новый этап. Здесь была создана артель «Трудовое единение».занимающаяся шерстопрядильным производством.

В 1936 году на базе фабрики был организован завод чистых солей.

В годы ВОВ завод выпускал войлок, шорноседельные изделия, валенки.

В 1946 году завод приступил к выпуску довоенной продукции. На заводе основными цехами являлись цех фотохимикатов, кожевенный и валяльный.

Работало 91 человек.

В 1947 году заводу присвоено имя « Чистые Соли». Производились проявитель фотопленки, фиксаж, медный купорос, алюминиево-калиевые карандаши, хром на кожу, войлок, дуги. Колеса, хомуты.

В шестидесятых годах 20 века зпвод стал называться «Загорский опытный завод пластмасс». На заводе стали выпускаться изделия из полиэтилена : листы, гофра, мешки, пленки, футляры для приемников, кассеты.

В настоящее время ассортимент завода насчитывает несколько десятков изделий из полиэтилена, полипропилена, ПВХ.

На заводе трудятся около 200 человек. Возглавляет предприятие Клейцова Татьяна Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноу «Школа-интернат имени Преподобного Сергия»

д. Топорково

 

 

 

 

Сочинение-гипотеза

«Почему Сергия назвали Радонежским»

ученика 4 класса

Петухова Ивана

 

 

 

 

 

 

Руководитель : Могутина С.В.

 

 

 

 

 

 

Почему Сергия назвали Радонежским?

В древней Руси фамилий у людей не было. Были клички: за черты характера- Ярослав Мудрый, за дела- Иван Калита, Иван Грозный, Василий Темный.

А почему Сергия назвали Радонежским? Сергий (в детстве Варфоломей) переехал с семьей из Ростова в поселение Радонеж. Здесь он принял монашество и совершал свои главные подвиги.

И казалось бы, ответ простой- Радонежский, потому что жил в Радонеже.

Но его бы могли назвать Ростовским , Варницким, так как родился в с.Варницы близ Ростова Великого, или Сергий- Единитель, так как молился об объединении княжеств и прекращении междоусобных войн, или Сергий-Терпеливец, так как много претерпел, живя в лесу в одиночестве. А вошёл Сергий в историю именно, как Радонежский. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос мы сначала обратились к истории Радонежа. На уроках по ознакомлению с окружающим миром и во время экскурсионной поездки в село, узнали, что Радонеж расположен на северо-востоке Московской области в Сергиево-Посадском районе.

В древности входил в состав владений великого московского князя Андрея Владимировича. Несколько лет был столицей небольшого удельного княжества . Первое упоминание города было в письменных источниках в 1336 году. Но история Радонежа началась задолго до этого.

Во время жизни Сергия Радонежского шел сотый год от нашествия Батыя. Усилиями Ивана Калиты непрерывные походы татар за данью остались в прошлом. Но еще не наступило время, когда люди обрели уверенность в том, что Орду прогонят окончательно. В эти годы жизнь в поселках и городах становится оживленнее. Но татарское иго не прошло даром. Культура татаро-монгол глубоко проникла в жизнь Руси. Пошатнулась и православная вера. Исход борьбы зависел от того, найдутся ли на Руси люди, которые смогут выстоять и сохранить православие, русскую самобытность.

Северо-восток Руси, где был расположен и Радонеж, меньше пострадал от татар, чем южные районы.

Радонеж лежал у истоков духовного движения. Здесь православные люди противостояли татаро-монгольскому игу, которое несло и опустошение домов и опустошение душ .

Попробуем раскрыть тайну происхождения слова «Радонеж»

Слово « Радонеж» очень созвучно с древним славянским словом« Радонеца», названием православного праздника . А « радоница» произошло от слов «радость» и «род» по словарю В.И. Даля. Радоница отмечается каждый год традиционно во вторник второй недели после Пасхи.

В этот день смерть перестала существовать, и верующие просто начали рождаться в другой вечной жизни. Поэтому родные усопших радуются их рождению в вечной жизни, а не печалятся о смерти, которой попросту не существует. Именно поэтому в этот день верующие приходят на могилы усопших с радостной вестью о Воскресении Христовом, с которого и начинается их вечная жизнь, что и называется Радоницей

Слово «радость» особо подчеркивает, что этот день не для скорби, а наоборот для всеобщей радости, причем как для живых так и для мертвых.

Древний Радонеж был укреплен достаточно мощными стенами, а его посад являлся крупным торговым и ремесленным центром. В этом древнем поселении находился и погост.

И наверное, в праздник Радоница это поселение наполнялось светлыми и радостными христианами.

Исследуя слово дальше, видим, что в слове радость есть слог ра.

Слог «ра» один из самых часто встречающихся слогов в русском языке.

По версии некоторых филологов, главное и основное значение слога «ра» — что-то, выделенное из пространства. Это любая деталь, которую может выделить глаз. То, на чём может задержаться взгляд.

Звук «р» несет в себе изменение, а звук «а»- начало всего. В словах, где используется слог «РА» есть энергия: и Божественная и просто энергия. Например: ра-душный, ра-бота, к-ра-н, ра-дуга

Вот и слово Ра-донеж , по-моему,несет в себе божественную энергию, радость, свет. А Преподобный Сергий всю свою жизнь молился о благополучии окружающих, Руси; о добре и мире, в котором царствует любовь к ближним. Возможно, поэтому Сергия и назвали именно Радонежским !

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История села Радонеж. Радонеж - одно из памятных мест Подмосковья. В его владельческой судьбе ХIV-ХVI вв. как в зеркале отразилось своеобразие исторического развития Северо-Восточной Руси этого периода. С Радонежем и радонежской землей связаны такие события, как появление первых подмосковных монастырей, от которых ведет свое начало северное пустынножительное иночество; как заключение Деулинского перемирия 1618 г., принесшее Московскому государству долгожданный покой; как конец "хованщины" 1682 г., этого наиболее яркого проявления династического кризиса конца XVII в.

Отдельные страницы истории Радонежа отмечены расположенными на его территории памятниками. За селом виднеются земляные валы крепости начала XV в. На окраине села сверкает золоченой главой Преображенская церковь первой половины XIX в. Рядом с храмом возвышается памятник преподобному Сергию Радонежскому конца XX в.

Село Радонеж находится в южной части Сергиево-Посадского района, между 59-м км Ярославского шоссе и платформой «Абрамцево» Северной железной дороги. Географически Радонеж располагается у основания южного склона Клинско-Дмитровской гряды, на левом берегу речки Пажи. Для его окрестностей характерны пологие холмы с плоскими вершинами, склоны которых рассечены крупными и мелкими оврагами. Село со всех сторон окружают небольшие поля. За ними темнеет густой лес из елей, осин, берез и ольхи. В отдельных местах встречаются группы сосен, края оврагов обрамляет черемуха. К северу от села растет несколько десятков дубов. В прошлом они вместе с липой составляли основу подмосковных лесов.

Из девяти вековой истории поселения можно выделить периоды существования его как села Радонежского, городка Радонежа и села Городок.

Село Радонежское

Радонеж был основан, предположительно, в XI в. расселявшимися по Волго-Окскому междуречью славянами. Об этом свидетельствует его название, которое представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег. Поселения с названием Радонеж существовали в прошлом в Смоленской земле, в верховьях р. Оки (на стыке современных Курской и Орловской областей) и в среднем течении р. Киржач (Владимирская область). Славянами на территории Сергиево-Посадского района были основаны также Хотьково (название происходит от личного имени Хотонег или Хотобуг) на р. Паже, выше Радонежа, и Веленеж (от личного имени Веленег) на рч. Козелке, левом притоке р. Торгоши. Название последней также происходит, предположительно, от славянского имени Утрогость (Утрогость-Уторгош-Торгоша).

Около середины XII в. Радонеж вошел в состав территории Ростово-Суздальского княжества, а в первой четверти XIII в. — в состав великого княжества Владимирского.

После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 гг. княжества Северо-Восточной Руси стали частью Золотоордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения и обложили его данью. Сбором дани и надзором за подвластной территорией стали ведать баскаки. Эти ханские наместники сидели, в частности, в Радонеже. Об этом свидетельствуют названия пустошей Ханская и Баскакова, которые находились в окрестностях поселения. Кроме того, в народной памяти сохранились сведения о капище Белые Боги, в котором молились баскаки. Оно располагалось на холме, возвышающемся к востоку от Радонежа.

Пребывание баскаков в Радонеже было вызвано тем, что рядом с ним проходила Переславская дорога. На основе анализа документов и натурных обследований местности удалось локализовать часть этой одной из древних дорог Северо-Восточной Руси на пространстве между реками Клязьмой и Дубной. Согласно современной топонимике дорога от с. Звягина Пушкинского района Московской области, лежащего между Клязьмой и ее притоком Учей, доходила до д. Талицы и далее шла до с. Рахманова примерно в том же направлении, в котором идет так называемое Старое Ярославское шоссе. Затем она шла на север до д. Новоселки Сергиево-Посадского района, здесь пересекала р. Ворю, сворачивала на восток и, оставляя с запада Радонеж, пересекала р. Пажу. Далее, миновав Радонеж, дорога вновь шла на север, проходила между деревнями Рязанцы и Морозове и через восточную окраину пос. Семхоз выходила к с. Благовещенскому. Отсюда она между селами Деулино и Бужаниново уходила к истокам Дубны.

Во второй четверти XIV в. Радонеж вошел в состав образовавшегося в 1263 г. Московского княжества. Баскаков сменили княжеские наместники. Теперь они занимались сбором налогов и судебными делами. Для них самих, их помощников и челяди была построена большая усадьба с церковью, посвященной празднику Рождества Христова. Московское княжество было малонаселенным, поэтому в обязанности наместников входило также привлечение людей на подведомственную им территорию путем предоставления различных льгот. Возможно, прельщенный этими льготами, в 1332 г. в радонежскую «весь» переселился со своей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл. Епифаний Премудрый писал о последнем: «Этот... раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством, но к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность». Вероятно, боярин и его жена Мария основали во второй половине 1330-х годов на Хотькове первый в истории Подмосковья пустынножительский Покровский монастырь. После их смерти, наступившей, предположительно, в 1342 г., их второй сын Варфоломей решил тоже начать иноческую жизнь. Вместе со своим старшим братом Стефаном, который уже принял монашеский постриг в связи со смертью жены, Варфоломей ушел на рч. Кончуру, протекавшую в 15 км севернее Радонежа. Здесь братья «...сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили и отвели место для церкви небольшой, и срубили ее... освящена была церковь во имя святой Троицы...». Стефан, увидев, «что трудна жизнь в пустыни», вскоре ушел в Москву. Варфоломей, оставшись один, «... изучил все монастырские дела и монашеские порядки, и все прочее, что требуется монахам». Только после этого он призвал игумена Митрофана, вероятно, настоятеля Покровского монастыря, который «постриг его в ангельский образ», дав ему имя Сергий. Это событие произошло 7 октября 1342 г. Монашеская жизнь преподобного Сергия складывалась из телесных трудов, смиренной кротости, благодетельных и безгневных чудес, мистических видений и участия в политической жизни Московского княжества (Г.Федотов).

Особенностью Троицкого монастыря времен преподобного Сергия было стремление к созерцательности и безмолвию. Подобный монастырь, представлявший собой школу духовного делания, основал позже и Кирилл Белозерский (?-1429), собеседник преподобного. После него сергиевское направление в северном монашестве продолжил Дионисий Глушицкий (?-1437), а вслед за ним — Нил Сорский (?-1508) и Корнелий Комельский (?-1537). Последними представителями этого направления являлись Диодор Юрьегорский (?-1633) и Елизар Анзерский (?-1656).

Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости. Ввиду этого обстоятельства за преподобным Сергием закрепилось прозвище «Радонежский». Волость располагалась между течением р. Вори, ее левым притоком Торгошей и верховьем р. Вели, притока Дубны. К западу от нее находилась волость Бели, ограниченная верхним течением Вори, рч. Подмаш, левым притоком Яхромы, и верховьем рч. Кокотки, одного из правых притоков Вязи. С юга к ней примыкала еще одна московская волость Воря, рубежами которой служили среднее течение одноименной реки и верховья рч. Скалбы, левого притока Учи. К северу и востоку от Радонежской волости находились переславские, а к северо-западу — дмитровские земли.

Радонежская волость вошла в состав московских земель не позже времени княжения Ивана Калиты (1325-1340). Первоначально она являлась владением московского князя, а после смерти Ивана Калиты свыше ста лет входила в состав различных уделов. Ее переход от одного владельца к другому был связан с особенностью исторического развития Северо-Восточной Руси. Московские князья, подобно остальным Рюриковичам, смотрели на доставшиеся им по наследству или приобретенные ими каким-либо образом земли как на свое родовое владение. Начиная с Ивана Калиты, они делили между наследниками не только личное имущество, но и территорию княжества. Выделенные отдельным мужским представителям рода земли из доли родового имущества (удела) затем превращались в собственность их наследников и начинали делиться уже между ними. Женщинам рода земли давались в пожизненное пользование, а после их смерти они обычно распределялись между мужчинами семьи или рода.

 

Ко времени основания Троицкого монастыря Радонежская волость с еще 15-ю волостями входила в состав удела княгини Ульяны. Она получила их согласно завещанию своего мужа великого московского князя Ивана Калиты, умершего в марте 1340 г. Сама вдова-княгиня умерла не позже 1374 г. Две трети ее владений перешли к великому московскому князю Дмитрию Ивановичу, а одна треть, в которую вошли, в частности, волости Бели и Радонежская, достались двоюродному брату последнего, князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Теперь наместники князя, сидевшие в селе Радонежском, управляли двумя смежными волостями.

 

Владимир Андреевич, вероятно, при объезде своих новых владений познакомился с троицким игуменом и подпал под влияние этой незаурядной личности. Он распорядился выделять впредь монастырю часть из тех съестных припасов, что собирались радонежскими наместниками в качестве натурального налога (подобное распоряжение было сделано в 1506 г. великим князем Василием III относительно Хотьковского Покровского монастыря). Кроме того, он захватил преподобного Сергия на княжеский съезд в Переславль, где тот крестил княжича Юрия, сына Дмитрия Донского. После съезда Владимир Андреевич уговорил старца съездить с ним в Серпухов. «Честный старец Сергии, прииде в Серпухов и улюби место на Высоком и ту заложи церковь своими руками Зачатье святыя Анны, егда зачат святую Богородицю и устрой монастырь». В 1380 году он, по преданию, благословил Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича на Куликовскую битву. Таким образом, благодаря удельному серпуховскому князю преподобный Сергий Радонежский оказался вовлеченным в политическую жизнь Северо-Восточной Руси.

 

Городок Радонеж

Серпуховский князь умер в мае 1410 г. Свои владения он разделил между пятью сыновьями и женой. Его четвертому сыну Андрею достались «Радонеж с тамгою и с мыты. Бели, Черноголовль... с селы и с бортью... и со всеми пошлинами, Яковля слободка, Кишкина слободка, Тухачев». Кроме того, ему и его брату Василию был выделен в совместное владение город Углич со станами.

 

Вероятно, при Андрее Владимировиче в селе Радонежском появился свой кремль, иначе говоря, крепость, и оно с тех пор стало упоминаться в документах как городок. Для устройства укрепления была использована площадка в излучине Пажи. На расстоянии примерно 10 м от ее края по всему периметру была сделана песчаная насыпь, основание которой равнялось 5 м, а высота — 3 м. Затем насыпь была обложена дерном. На ее вершине поставили деревянные стены. С северо-восточной напольной стороны площадки вырыли ров, сузивший проход в крепость до трех метров. Местоположение радонежской крепости на далеко выдающейся в сторону речной долины части подошвы холма свидетельствует, в частности, о том, что она использовалась прежде всего как убежище.

 

О князе Андрее Радонежском известно, что он был женат на дочери московского боярина Ивана Дмитриевича Всеволожа. В январе 1414 г. он вместе с братом Василием участвовал в походе своего троюродного брата князя Юрия Дмитриевича Звенигородского против нижегородского князя Данилы Борисовича. В июле 1422 г. при участии Андрея Владимировича и Юрия Дмитриевича была проведена местная канонизация преподобного Сергия Радонежского. Вероятно, на их средства в монастыре был выстроен белокаменный Троицкий собор, для которого Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу».

 

Князь Андрей Радонежский умер, как и его братья, в мор 1426-1427 гг. Земли Владимира Андреевича Серпуховского, потерявшие владельцев, перешли к Василию Ярославичу, его внуку от третьего сына. Почти все время княжения Василия Ярославича пришлось на династическую войну 1425-1453 гг.

 

Эта война шла между великим князем Василием II и его дядей Юрием Звенигородским, а затем сыновьями последнего Дмитрием Косым и Дмитрием Шемякой. В феврале 1446 г. великий князь отправился на богомолье в Троицкий монастырь. В это время его тогдашние противники, князья Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, с помощью заговорщиков спокойно вошли в Москву, захватили мать и жену Василия II, разграбили его казну и дома его сторонников. На поимку самого Василия II в монастырь отправился Иван Андреевич Можайский. Некий Бунко предупредил великого князя, что ему грозит опасность попасть в руки своих врагов. Василий II ему не поверил и, оставаясь в монастыре, лишь приказал выставить сторожевой заслон на Переславской дороге. Великокняжеская стража расположилась на высокой горе близ монастыря, где в настоящее время проходит восточная окраина пос. Семхоз. Ивану Можайскому стало известно о заслоне, и он пошел на хитрость. Князь приказал раздобыть сани, спрятал в них по паре воинов, а еще одному под видом возницы велел идти рядом с санями. Проявившая беспечность стража Василия II была без особых усилий обезоружена людьми можайского князя. Василий II был схвачен, отвезен на санях в Москву и ослеплен. Затем его отправили в Углич, который он получил во владение на правах удельного князя. В этой войне, закончившейся в 1453 г. победой Василия II, князь Василий Ярославич неизменно оставался верен великому князю. Тем не менее, когда в 1456 г. между ним и Троицким монастырем вспыхнул конфликт, Василий II приказал схватить серпуховского князя и бросить его в тюрьму. Василий Ярославич умер зимой 1483 г., пробыв в заточении около 27 лет. Его владения сразу же после ареста Василий II присоединил к своим землям. Таким образом, с 1456 г. Радонеж с подчиненными ему волостями вновь, и теперь уже навсегда, стал принадлежать великим московским князьям.

 

При Василии II Московское княжество из родовой вотчины Даниловичей превратилось в вотчину великокняжеской семьи. Его сын Иван III стремился, в свою очередь, превратить княжество в вотчину одного великого князя. Василий II присоединил к своим владениям земли двоюродных братьев. Иван III же стал присоединять земли родных братьев. В 1472 г. умер бездетный князь Юрий Васильевич Дмитровский. Иван III, вопреки обычному праву, не стал выделять из этого вымороченного удела каких-либо частей своим братьям, а весь его объявил своей личной собственностью. Возможно, в целях лучшего управления своих расширившихся владений, он решил создать из волостей Радонежская и

 

Бели, входивших в состав княжества Василия Ярославича, и волостей Воря и Корзенев, входивших в состав удела Юрия Дмитревского, новую территориальную единицу — Радонежский уезд. Земли нового уезда, возникшего не позже 1473 г., располагались по обоим берегам верхнего и среднего течения р. Вори. Городок Радонеж был связан сетью дорог не только с Москвой, Переславлем и Дмитровым, но и с центрами соседних волостей и станов, а также всех крупных поселений уезда. Тем не менее в силу неизвестных причин он не стал торгово-ремесленным центром уезда. Не помогло даже то, что 25 сентября 1492 г. «на Сергиеву память князь великий торг перевел от Троицы на городок в Радонеж». Ремесленники городка, судя по материалам археологических раскопок, обслуживали в основном наместников с их помощниками и слугами и горожан.

 

В 1530-е годы в Радонеже была устроена ямская станция. С нее для правительственных чиновников представлялись лошади и подводы для проезда до подобных станций, располагавшихся на реках Уче и Дубне. В конце XVI в. на городецком яме служило 40 ямщиков.

 

В течение ХV-ХVI вв. все некогда свободные земли уезда оказались в чьей-либо собственности. В середине XVI в. около 45 /о земель находилось во владении Троице-Сергиева монастыря, около 38% принадлежало светским лицам около 5% — нескольким московским и подмосковным монастырям, примерно 1% — царскому дому и около 1% числилось за городком. Земли последнего простирались по обоим берегам рч. Пажи. Северная граница от р. Вори, дойдя до Пажи, пересекала последнюю и шла вверх по безымянному оврагу. Дойдя до его начала, она сворачивала на дорожку, связывавшую городок с троицкой д. Морозове, и по дорожке спускалась к рч. Подмаш, левому притоку Пажи. Затем она шла вверх по Подмашу до Фоминского оврага. Восточная граница шла вверх по Фоминскому оврагу, с его истока она переходила на верховье Олешковского оврага. Южная граница с Олешковского оврага переходила на Могилицкий овраг, спускалась по нему до большого Городецкого оврага и по последнему доходила до р. Пажи, с которой переходила на Ворю. Западная граница шла вверх по Воре от земель дворцовой д. Голыгино до земель частного сельца Арханова (Смотрите иллюстрацию. Чтобы увеличить, кликните её).

 

Наиболее крупные пограничные овраги использовались радонежцами в хозяйственных целях. При их натурном обследовании были обнаружены частично размытые земляные плотины. При помощи последних овраги были превращены в пруды. В верховье оврага, впадающего с востока в Пажу, сохранилась плотина (длина — 16 м, ширина в основании — 9 м, высота — 1,5 м), через которую проходила дорожка Радонеж-Морозово. Плотина перегораживает среднюю часть Фоминского оврага (длина — 26 м, ширина в основании — 8 м, высота — 2 м). Небольшая плотина перегораживает верхнюю часть Олешковского оврага (длина — 17 м, ширина в основании — 4 м, высота — 70 см). Из двух плотин Могилицкого оврага сохранилась та, что была насыпана в его средней части (длина — 60 м, ширина в основании — 10 м, высота — 2,5 м). Самая мощная плотина была устроена в большом Городецком овраге (длина — 30 м, ширина в основании — 12 м, высота — 2 м). По этой плотине проходила дорога Радонеж — Воздвиженское. На высоком левом берегу Пажи, у подножия крепости и в 0,5 км от нее, были насыпаны две прудовые плотины. Один конец этих плотин уходит в реку примерно на одну треть ее ширины. Плотины замедляли течение водного потока, тем самым приподнимая его уровень выше края низкого правого берега. Благодаря этому нехитрому приему часть речной долины в двух местах была превращена в большие мелкие пруды.

 

Согласно археологическим исследованиям сам городок занимал территорию чуть больше той, на которой располагается современное село. Дома радонежцев стояли в несколько рядов на расстоянии 10-15 м друг от друга. На юго-западной окраине городка возвышалась деревянная церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских, около которой было устроено кладбище.

 

Церковь просуществовала до середины XVII в., а затем из-за ветхости была разобрана. От нее сохранились царские врата, украшенные наложенным резным орнаментом. В основе последнего плетенка в виде сдвоенного стебля с завитками.

 

Неудачная Ливонская война 1558-1583 гг. и опричнина 1565-1572 гг. привели к хозяйственному разорению центра Московского государства. В Радонежском уезде запустели подавляющее большинство светских поместий и вотчин, некоторые монастырские и царские владения, а также и сам городок. Его основными жителями стали ямщики. Ярмарка вновь переместилась в троицкое с. Клементьево. Радонеж, чье становление и развитие было связано с первой московской династией, угасал вместе с этой династией.

Село Городок

 

В начале XVII в. Московское государство вступило в полосу внутренних раздоров, в которые вмешались Речь Посполитая и Швеция. В ходе событий первого десятилетия XVII в. вместе с центральной частью государства были полностью разорены Радонеж и его окрестности. Троице-Сергиев монастырь, опоясавшийся в середине XVI в. мощными крепостными стенами, подвергся 16-месячной осаде отрядов Лжедмитрия II. С сентября 1608 г. по январь 1610 г. его защитники отбили несколько штурмов, совершили бесчисленное количество крупных и мелких вылазок, выдержали месячный обстрел из артиллерийских орудий и полугодовое моровое поветрие. В феврале 1613 г. на пустующий московский престол был избран Михаил Романов, внучатый племянник первой жены Ивана Грозного. В государстве стали медленно стихать внутренние раздоры, но продолжалась борьба со Швецией и Речью Посполитой.

 

В ноябре 1616 г. Михаил Федорович велел «дати в дом святые живоначальные Троицы преподобному чюдотворцу Сергию в вотчину» так и не возродившийся городок Радонеж и 12 пустошей, которые ранее были приписаны к городецкому яму. В декабре этого же года монастырские власти обратились к царю с просьбой пожаловать им повалушу с его двора в соседнем селе Воздвиженском, потому что «на городок храм поставить и монастырский двор устроить нечем». Повалуша (большая неотапливаемая башня) была переделана в шатровую церковь, посвященную празднику Преображения Господня (празднуется 6/19 августа). В пристроенной к ней трапезной имелись приделы «государева ангела Михаила Малеина и Сергия Радонежского».

 

Весной 1617 г. начался поход на Москву польского королевича Владислава, который в 1610 г. сначала тушинскими, а затем московскими боярами был приглашен на царский трон. После неудачного штурма Москвы в ночь на 1 октября 1618 г. королевич двинулся по Переславской дороге дальше в глубь страны. Возможно, он предполагал захватить Троице-Сергиев монастырь и на основе этого успеха получить от сейма деньги на продолжение войны. Монастырь к этому времени обзавелся своими стрельцами и пушкарями, поэтому Владислав, уяснив сложившуюся ситуацию и памятуя о результатах его предыдущей осады, решил больше не испытывать судьбу. Он отошел дальше по дороге к д. Рогачево и приступил к переговорам. Они проходили в д. Деулино, куда троицкие власти отпустили «...с послы Радонежского городка священника Симеона с честным животворящим крестом, златом и бисером, и камением драгим украшен... и с налоем, украшенным, и блюдом серебряным». 1 декабря был принят окончательно текст договора. Грамоты уложили на блюдо, поверх них положили крест. Послы поочередно подходили к аналою и целовали крест. Затем каждая из сторон подписала грамоты и повесила печати. После этого послы торжественно обменялись текстами договора. В Московском государстве наступил долгожданный мир. Так, волею случая радонежский священник стал участником перемирия, положившего конец польско-литовской интервенции. С наступлением мирных дней троицкие власти довольно быстро сумели заселить новую вотчину путем предоставления льгот и выдачи ссуд тем крестьянам, которые соглашались переселиться в Радонеж. К середине 1620-х годов в селе Городок Радонежский числилось 10 крестьянских и 13 бобыльских дворов, а также двор монастырский, в котором жили «монахи для надзирания монастырской пахоты», и двор воловий. На церковной земле стояли дворы попа, пономаря, 4 кельи нищих. К Преображенской церкви была пристроена колокольница. На погосте еще стояла недействующая церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Территория погоста, которая не была занята кладбищем, сдавалась в оброк, и ее использовали в качестве пахотного поля местные крестьяне.

 

На кладбище Афанасовского погоста в конце XVII в. были погребены несчастные князья Хованские. В 1680-е годы между членами семьи покойного царя Алексея Михайловича вспыхнула борьба за власть. Этой кремлевской схваткой решил воспользоваться тогдашний глава Стрелецкого приказа престарелый князь Иван Андреевич Хованский. Но не успел он подготовить заговор, как цари получили донос на него. Все царское семейство под видом богомольного похода двинулось к Троице-Сергиеву монастырю. Князь И.А.Хованский был вызван в с. Воздвиженское под предлогом встречи украинского гетмана Ивана Самойловича. На пути в село он был схвачен вместе со старшим сыном Андреем Ивановичем. В Воздвиженском думный дьяк Федор Шакловитый зачитал им про их вины. «И за их измену указали великие государи казнить смертью, и, ответши их, головы отсекли, и погребать их у церкви не указали». Согласно Мазуринскому летописцу «тела их велели схоронить на Городце».

 

До 1764 г. крестьяне с. Городок использовались троицкими властями на монастырской пашне и скотном дворе. В 1764 г. в связи с секуляризацией церковных земель село перешло в разряд казенных. В 1836-1842 гг. в нем на средства прихожан была выстроена каменная Преображенская церковь с приделом преподобного Сергия Радонежского в трапезной. Здание имеет традиционную для приходских церквей ХVII-ХХ вв. трехчастную продольно-осевую композицию. Ее основу составляет бесстолпный односветный четверик храма, завершенный восьмиоконной ротондой. Над ротондой возвышается небольшой барабан с восьмигранной чашей и крестом. С востока к храму примыкает полуциркульная в плане абсида, а с северной и южной сторон — четырехколонные портики дорического ордера. С запада к храму пристроена прямоугольная трапезная с двускатной крышей. За трапезной возвышается трехъярусная колокольня, завершенная шпилем с небольшим крестом. Абсида храма и трапезная украшены квадровым рустом. Первый и второй четверики колокольни декорированы плоскими спаренными пилястрами, завершенными в первом четверике триглифо-метопным фризом, а во втором — треугольным фронтоном. Цилиндрический ярус звона, как и в четвериках, прорезают четыре арочных проема. Во всех ярусах простенки между ними обработаны спаренными пилястрами. Алтарную часть храма закрывает пятиярусный иконостас, а юго-восточный угол трапезной, где располагается придел преподобного Сергия Радонежского, двухъярусный иконостас. Иконы в них написаны местными мастерами во второй половине XIX в. Фрагментарно сохранившаяся стенная роспись относится к 1870-м годам. В 1855 г. вокруг церкви была воздвигнута кирпичная ограда с металлической решеткой и круглыми башенками по углам. В 1860-е годы стоявшая отдельно колокольня была соединена с трапезной узким переходом.

 

В 1870-е годы в селе стала действовать земская начальная школа. В конце XIX в. в селе насчитывалось 55 дворов. Крестьяне села, как и все в округе, сеяли рожь, овес, горох, сажали картофель. В связи с нехваткой земли и ее малым плодородием многие из них уходили в прислуги, занимались ткацким и столярным промыслами, работали фольговщиками на ближайших предприятиях. В начале XX в. земские власти разрешили использовать под кладбище городище, которое до этого отдавалось то под пахотное поле, то под выгон.

 

С первой четверти XIX в. село Городок стало привлекать внимание историков, археологов, любителей старины. В 1821 г. его посетил польский исследователь древностей славянских народов З.Д.Ходаковский. В своем «Донесении о первых успехах путешествия в России» он отметил наличие городища в селе и поля под названием Белые Боги рядом с поселением. Профессор Московского университета И.М.Снегирев в ряде своих путеводителей 1840-1850-х годов, посвященных Троице-Сергиевой лавре и Троицкой дороге, впервые познакомил широкий круг читателей с историей поселения и его памятниками. В XX в. большое внимание Радонежу было уделено археологами. Благодаря усилиям Ю.Г.Гендуне, Н.П.Милонова, С.З.Чернова, В.И.Вишневского и А.Е.Бушуева удалось выявить дославянскую историю поселения, уточнить его топографию, собрать значительный материал, относящийся к хозяйственной деятельности и быту радонежцев.

 

В 1960-1980-е годы государственными органами был принят ряд решений, направленных на сохранение памятников Радонежа и его исторического ландшафта. В 1960 г. на государственную охрану как памятник археологии республиканского значения было поставлено городище, а в 1974 г. как памятник архитектуры республиканского значения — Преображенская церковь. В 1986 г. Мособлисполкомом было принято решение об установлении зон охраны городка Радонежа. Проект этих зон был разработан научными сотрудниками треста «Мособлстройреставрация» А.И.Семеновой, Т.В.Бугаевой и С.З.Черновым (Смотрите иллюстрацию. Чтобы увеличить, кликните её). Северная граница зон охраны начинается близ платформы «Абрамцево», проходит южнее г. Хотьково и между городом и пос. Семхоз сворачивает на юго-восток, а затем через лес выходит к Ярославскому шоссе севернее д. Рязанцы. Восточная граница спускается от Ярославского шоссе на юг к западу от деревень Киримово, Шелково и Лычово и доходит до д. Барково Пушкинского района. Южная граница идет от Барково на запад и севернее с. Рахманова выходит к рч. Сумери. Западная граница идет от Сумери на север и близ д. Антипино Сергиево-Посадского района сворачивает на северо-запад к железнодорожному полотну, далее она идет вдоль полотна за платформу «Абрамцево». Таким образом, зона охраны располагается в юго-западной части Сергиево-Посадского и северо-восточной части соседнего Пушкинского района Московской области.

 

29 мая 1988 г. к юго-западу от Преображенской церкви села был установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев). И.М.Снегирев в одной из статей, посвященных Радонежу, писал: «Здесь нельзя не благоветь к месту, освященному бытноснию святыни храмов и пребыванием Преподобного основателя Дома Святой Троицы и осеняемому невидимым присутствием Ангелов — их блюстителей. Радонеж достоин соответственного ему памятника, который бы указывал прохожему богомольцу следы великого подвижника, отчизнолюбца, споспешника русскому оружию, миротворца и чудотворца. Да не будет место свято пустым!» 133 года спустя его призыв был услышан. Основанием памятного знака служит овальный полутораметровой высоты холм. На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: «Сергию Радонежскому благодарная Россия».

 

В октябре 1989 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж...

Источники

1. Созерцание краткое Сильвестра Медведева // Чтения Общества истории и древностей Российских. 1894 г. Книга 4. М., 1894.

2. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей ХIV-ХVI вв. М.; Л., 1950.

3. Полное собрание Российских летописей. М., 1965. Т. 30 Летописец Владимирский.

4. Полное собрание Российских летописей. М,, 1966. Т. 31 Мазуринский летописец.

5. Проект зон охраны древнего города Радонежа. Документация для советских и хозяйственных органов и землепользователей. М., 1986.

 

Литература

1. Донесения о первых успехах путешествия по России Зорияна Долуги-Ходаковского // Русский исторический сборник. М., 1844. Т. 7. С, 6-7.

2. Снегирев И.М. Радонеж — городок-пепелище преподобного Сергия Радонежского // «Русский инвалид». 1855 г. №237, 1 ноября.

3. Снегирев И.М. Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. М,, 1856.

4. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием в XV в. СПб., 1885.

5. Милонов Н.П. Археологические разведки в г. Радонеже // Историко-археологический сборник. М,, 1948. С. 65-73.

6. Чернов С.З. Исторический ландшафт древнего Радонежа: происхождение и семантика // Памятники культуры. Новые открытия. 1988. М., 1989. С. 412-438.

7. Георгий Федотов. Святые Древней Руси. М., 1990.

8. И.М.Концевич. Стяжание Духа святого в путях Древней Руси. М., 1993.

9. Вишневский В.И. Древний Радонеж // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995. М„ 1995. С. 12-30.

10. Ткаченко В.А. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича «в дом Пресвятые Живоначальные Троицы преподобному чюдотворцу Сергию» на городок Радонеж с пустошами в Московском уезде от 5 ноября 1616 г. // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995. М., 1995. С. 38-49.

11. В.А. Ткаченко Дорога к храму

 

 

 

 

Стефан Пермский. Жизнеописание и предания

Родился в 1340-е годы в Великом Устюге. Русский. Его отец Симеон был священнослужителем соборного Успенского собора, а мать Мария — дочерью местного кузнеца Ивана Секирина. Есть предположение, что мать Стефана могла быть пермянкой (коми-зырянкой). Сопровождая отца на службу в храм, Стефан выучился церковному пению и уставу. Рано обучившись чтению, Стефан прочел все книги, которые мог найти в Устюге. Вероятно, в это же время он выучил язык пермян (тогдашнее название коми).

Стремясь к продолжению образования Стефан переселился в Ростов и принял постриг в монастыре св. Григория Богослова, который славился своей библиотекой. Это было время интеллектуального пробуждения Руси и подвижнической деятельности представителей монашеского движения, в том числе св. Сергия Радонежского, который в будущем признал значение свершений Стефана. Мысль молодого аскета послужить миссионерскими трудами для пермского народа, вероятно, получила поддержку ростовских епископов.

Чтобы пользоваться в оригинале Священным Писанием и творениями Отцов Церкви, Стефан изучил греческий язык. Затем он приступил к переводу на пермский язык богослужения православной церкви, переводя с греческого даже те понятия, которые оставались без перевода в славянских языках. Для составления пермской (зырянской азбуки) Стефан воспользовался буквами греческого, славянского и древнетюркского алфавитов.

Вскоре после смерти митрополита св. Алексия Стефан отправился в Москву, где получил поддержку наместника кафедры митрополита Руси Михаила (Митяя) и был поставлен в пресвитеры епископом Герасимом Коломенским. В 1379 году, около 40 лет от роду, получив благословение епископа Герасима, иеромонах Стефан по прозванию Храп направился в пермские земли[1][2] и уже не вернулся в Ростов, жители которого по настоящее время чтут его наряду со святителями ростовскими.

Заручившись поддержкой устюжан Стефан достиг местечка Пырас (современный Котлас) при впадении в Северную Двину реки Вычегда и начал проповедовать христианское учение. Затем Стефан переносит свою деятельность к пермскому селению Йемдын, современная Усть-Вымь, где находилось крупнейшее языческое святилище. После его разрушения, здесь была сооружена первая в крае церковь, а позже — владычный городок с Михайло-Архангельским монастырём.

Житие сообщает о споре Стефана с Памом-сотником, называемым «знаменитый кудесник, волхвам начальник, знахарям старейшина». После долгого словесного диспута, разрешить спор об истинности веры было решено через два испытания: Стефан и Пам, взявшись за руки, должны были пройти через горящую избу и подо льдом реки Вычегды (спустится через одну прорубь, а подняться через другую). Пам, несмотря на принуждение Стефана пройти испытание, отказался. Народ в негодовании отдал его Стефану со словами: «Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть», но Стефан отпустил Пама[.

Смерть и погребение святителя Стефана

Стефан был ещё несколько раз в Москве и в 1383 году поставлен был первым епископом новой Пермской епархии. Скончался 9 мая 1396 года в Москве и был похоронен в северном приделе кремлевской церкви Спаса на Бору. О факте местного почитания Стефана свидетельствует написание в 1472 году Пахомием Сербом текста службы святителю Стефану. Для общецерковного почитания Стефан Пермский был канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году. До нашествия поляков его мощи хранились открытыми, а затем были скрыты. Рядом с гробницей находился и епископский посох Стефана, который в 1612 году гетман Ходкевич вывез в Литву и передал в Супрасльский монастырь. В 1849 году Синод указал передать посох в Пермь, где он хранится по настоящее время. Посох представляет собой палку из лиственницы длиной около 1,5 метров, украшенную пластинками с резьбой по кости.

Позднейшие попытки повторного обретения мощей Стефана Пермского оказались безрезультатными. При реставрации церкви Спаса на Бору в XIX веке один из её приделов был освящен во имя Стефана Пермского. 1 мая 1933 года церковь Спаса на Бору была снесена. Мощи св. Стефана следует считать утраченными, за исключением тех частиц, которые были изъяты до польского нашествия и сохранились в других храмах. Предания о Стефане Пермском начали появляться с XV века, часто не соответствуя его житию. Предания можно разделить на две группы: церковные и народные. К созданию первых был причастен сам Епифаний Премудрый, описавший в «Житии Сергия Радонежского» молитвенное общение на расстоянии маковецкого подвижника со Стефаном.

В 1390 году просветитель Перми святой епископ Стефан путешествовал в Москву. Путь его лежал мимо славной обители Сергиевой, всего в десяти верстах от нее, и святому Стефану очень захотелось увидеться со святые ее игуменом. Но обстоятельства требовали спешить в столицу, и он решил посетить Преподобного на обратном пути. И вот, поравнявшись с обителью, святой епископ прочитал Достойно есть яко воистину… и издали поклонился в ту сторону, где стояла обитель Сергиева, проговорив: «Мир тебе, духовный брат мой!»

Справедливо говорят, что «сердце сердцу весть подает».

Преподобный Сергий сидел за трапезой с братией. Вдруг он встает из-за стола и после краткой молитвы делает поклон к западу, тихо промолвив: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою!»

Братия была очень удивлена таким необычным поступком своего игумена; более опытные старцы поняли, что он имел какое-нибудь видение и по окончании трапезы спросили о случившемся. Преподобный не скрыл от них своего духовного видения: «В этот самый час, - сказал он, - епископ Стефан на пути в Москву остановился против нашего монастыря и поклонился Святой Троице и нас смиренных благословил».

Преподобный Сергий назвал даже место, где это произошло, и некоторые из братии тотчас поспешили туда, и еще застали там людей, сопровождавших святителя Стефана. Троицкие иноки спросили их, как было дело, и, услышав их рассказ, прославили Бога, прославляющего их святого старца даром прозорливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма обратной связи
Последние публикации